Музыкально-ритмическая деятельность – это один из видов музыкальной
деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в
движениях.
Чем раньше она используется в
развивающей работе с детьми, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой
функции, моторик
и, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации,
а также конечно - музыкальных способностей.
Движение под музыку, как вид
музыкальной деятельности складывается из двух компонентов:
·
Музыкально-ритмических навыков. Они
подводят детей к пониманию законов ритмического строения музыкальных
произведений, помогают разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа,
динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические
особенности через движение, анализировать форму произведений.
·
Навыки выразительного движения направлены
на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий
становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными,
пластичными.
Эти компоненты находятся в
тесной взаимосвязи, и овладение ими осуществляется посредством упражнений, игр
и танцевального творчества.
Музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность,
направленная на выражение эмоционального содержания музыки.
·
Сюжетные игры – это вид деятельности, где
выступают определенные персонажи, развивается действие и решается основная
задача – передать игровой образ персонажа.
·
Несюжетные – игры, правила которых связаны с
музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером
и формой музыкального произведения.
Особой формой
музыкально-ритмических движений является танцевальное
творчество.
·
Пляски с зафиксированными движениями.
·
Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные
движения и свободную импровизацию.
·
Свободные пляски.
·
Хороводы.
·
Детский «бальный» танец.
·
Элементы современного танца, доступные
дошкольному возрасту.
·
«Характерный» танец.
·
Сюжетный танец.
Отдельно хочется выделить коммуникативные музыкальные игры и танцы.
Их происхождение связано с фольклором разных
народов, ведь в фольклорной
традиции нет разделения
на исполнителей и
зрителей, а все
присутствующие являются
участниками и создателями
игрового действия. Этот момент
является весьма существенным,
поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка
и наделяет смыслом сам процесс
участия в танце-игре.
Если следовать
формуле, что «учиться надо весело….», то лучшего
материала для музыкально -ритмической деятельности с детьми
просто не придумаешь. В игровой форме дети
осваивают и закрепляют движения общей и мелкой моторики, учатся находить
ритмическую пульсацию в
музыке и речи.
Коммуникативный танец – это
танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и
вызывает у детей массу положительных эмоций, что, способствует развитию
не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Он
состоит из несложных танцевальных
движений, включающих элементы невербального общения и импровизации,
направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой.
В коммуникативных танцах-играх(помимо развития
музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в
пространстве и т.д) могут быть
эффективно реализованы следующие
направления воспитательной
работы:
Ø
развитие динамической стороны
общения: легкости вступления в контакт, инициативности,
готовности к общению;
Ø
развитие
эмпатии, сочувствия к партнеру,
эмоциональности и выразительности невербальных
средств общения;
Ø
развитие
позитивного самоощущения, что
связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного
эмоционального благополучия,
своей значимости в детском коллективе,
сформированной положительной самооценки.
Материал для дошкольников,
должен быть выстроен по степени
усложнения и постепенного перехода от игры к танцу. На начальном этапе главное, чтобы дети повторяли за педагогом несложные
движения, ориентировались в пространстве, взаимодействовали с другими детьми. По
мере взросления, вводятся более сложные
элементы как игровые, так и танцевальные.
Музыкальное произведение должно
соответствовать возрасту детей, иметь
свою детскую драматургию, которая поможет активизировать фантазию, направить
её, побудить к творческому использованию выразительных движений.
Самое главное в нашей работе,
чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с
нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное
и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение
под музыку
и научиться этому можно у ребенка»
А. И. Буренина
Комментариев нет:
Отправить комментарий