понедельник, 11 февраля 2019 г.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности


Музыкально-ритмическая деятельность – это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Чем раньше она используется в развивающей работе с детьми, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, моторик
и, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также конечно - музыкальных способностей.
Движение под музыку, как вид музыкальной деятельности складывается из двух компонентов:
·        Музыкально-ритмических навыков. Они подводят детей к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, помогают разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведений.
·        Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными.
Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими осуществляется посредством упражнений, игр и танцевального творчества.
Музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки.
·        Сюжетные игры – это вид деятельности, где выступают определенные персонажи, развивается действие и решается основная задача – передать игровой образ персонажа.
·        Несюжетные – игры, правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Особой формой музыкально-ритмических движений является танцевальное творчество.































              Это:
·        Пляски с зафиксированными движениями.
·        Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию.
·        Свободные пляски.
·        Хороводы.
·        Детский «бальный» танец.
·        Элементы современного танца, доступные дошкольному возрасту.
·        «Характерный» танец.
·        Сюжетный танец.
Отдельно хочется выделить коммуникативные музыкальные игры и танцы. Их происхождение  связано  с фольклором  разных  народов, ведь в  фольклорной традиции  нет  разделения  на  исполнителей  и  зрителей, а все  присутствующие  являются участниками  и  создателями  игрового  действия. Этот  момент  является весьма  существенным, поскольку он снимает  механизм  оценивания, раскрепощает  ребенка  и наделяет  смыслом сам  процесс  участия в танце-игре.
Если  следовать  формуле, что  «учиться  надо весело….», то  лучшего  материала  для  музыкально -ритмической деятельности  с детьми  просто  не  придумаешь. В игровой форме дети осваивают  и закрепляют  движения общей и мелкой моторики, учатся  находить  ритмическую пульсацию  в музыке  и речи.
Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами,  и  вызывает у детей массу положительных эмоций, что, способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Он состоит из  несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой.
В коммуникативных  танцах-играх(помимо  развития  музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д) могут  быть эффективно  реализованы  следующие  направления  воспитательной работы:
Ø развитие динамической   стороны  общения:  легкости  вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
Ø развитие  эмпатии, сочувствия  к партнеру, эмоциональности  и выразительности  невербальных  средств общения;
Ø развитие  позитивного  самоощущения, что связано  с состоянием  раскрепощенности, уверенности  в себе, ощущением  собственного  эмоционального  благополучия, своей  значимости в детском коллективе, сформированной  положительной  самооценки.
Материал для дошкольников, должен быть  выстроен по степени усложнения и постепенного перехода от игры к танцу.  На начальном этапе  главное,  чтобы дети повторяли за педагогом несложные движения, ориентировались в пространстве, взаимодействовали с другими детьми. По мере взросления,  вводятся более сложные элементы как игровые, так и танцевальные.
Музыкальное произведение должно соответствовать возрасту детей,  иметь свою детскую драматургию, которая поможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.
Самое главное в нашей работе, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку
и научиться этому можно у ребенка»
А. И. Буренина

Комментариев нет:

Отправить комментарий